Агентство ЗАГС

Международная правовая помощь

График проведения Агентством ЗАГС Ульяновской области прямой телефонной линии по вопросам оказания международной правовой помощи по истребованию документов о регистрации актов гражданского состояния с территории иностранных государств в 4 квартале 2017 года   

График проведения Агентством ЗАГС Ульяновской области прямой телефонной линии по вопросам оказания международной правовой помощи по истребованию документов о регистрации актов гражданского состояния с территории иностранных государств в 3 квартале 2017 года   

График проведения Агентством ЗАГС Ульяновской области прямой телефонной линии по вопросам оказания международной правовой помощи в истребовании документов о регистрации актов гражданского состояния с территорий иностранных государств на 2 квартал 2017 года   

Порядок истребования органами ЗАГС документов о регистрации актов гражданского состояния с территории иностранных государств   

 

 

 

О порядке взаимодействия компетентных органов Российской Федерации при оказании международной правовой помощи по линии ЗАГС с компетентными органами иностранных государств   

   При исполнении международных обязательств Российской Федерации, связанных с оказанием международной правовой помощи по линии ЗАГС, необходимо руководствоваться международными договорами о правовой помощи, подписанными и ратифицированными Российской Федерацией, включающими вопросы истребования и пересылки документов о государственной регистрации актов гражданского состояния (далее – АГС).

  При отсутствии международного договора документ может быть истребован с территории иностранного государства в соответствии с запросом (поручением) компетентного российского органа ЗАГС на основании международных принципов взаимности и вежливости.

 В международных договорах о правовой помощи содержатся положения относительно формы, содержания и порядка направления поручений. Кроме того, следует руководствоваться методическими документами Минюста России.

  При осуществлении международной правовой помощи по истребованию и пересылке документов о государственной регистрации АГС территориальным органам Минюста России и органам ЗАГС необходимо соблюдать порядок сношений, определенный международными договорами, следовать требованиям Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» и Административного регламента Министерства иностранных дел Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по истребованию личных документов, утвержденного приказом МИДа России и Минюста России от 29.06.2012 № 10489/124 (далее – Административный регламент). Административный регламент предусматривает оказание государственной услуги российским гражданам, иностранным гражданам, лицам без гражданства по истребованию личных документов как с территории иностранных государств, так и с территории Российской Федерации, и определяет порядок их истребования.

  Круг заявителей по истребованию личных документов определен в пункте 2 Административного регламента. Перечень документов, подлежащих представлению заявителем для предоставления государственной услуги по истребованию документов, приведен в пунктах 16 и 17 Административного регламента. Основания для отказа в приеме документов приведены в пункте 20 Административного регламента. В пункте 21 Административного регламента закреплен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по истребованию документов.

  За предоставление государственной услуги по истребованию личных документов с территории иностранного государства взимается государственная пошлина, размеры, порядок и сроки уплаты которой установлены Налоговым кодексом Российской Федерации (пункт 24 Административного регламента).

  Согласно подпункту 52 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации за истребование документов с территории иностранных государств взимается государственная пошлина в размере 200 рублей за каждый документ.

   На этом основании территориальным органам Минюста России и органам ЗАГС в сопроводительных письмах, препровождающих обращения заявителей и запросы органов ЗАГС в Минюст России и его территориальные органы, предлагается указывать об уплате заявителем государственной пошлины за истребование документов с территории иностранных государств либо прикладывать копию квитанции об уплате государственной пошлины.

 Пунктом 2.1 статьи 333.27 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что за выдачу свидетельства о государственной регистрации АГС и иных документов, подтверждающих факты государственной регистрации АГС, пересылаемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также на основании запросов дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, государственная пошлина не уплачивается.

 Таким образом, выдача документов о государственной регистрации АГС, в том числе повторных свидетельств и справок, гражданам, проживающим за пределами Российской Федерации, по запросам дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, а также по запросам компетентных органов иностранных государств, уполномоченных на их истребование согласно международным договорам Российской Федерации в рамках правовой помощи, препровождающим обращения заявителей, осуществляется органами ЗАГС без уплаты государственной пошлины.

 При непосредственном обращении граждан, проживающих за пределами Российской Федерации, в российские органы ЗАГС за выдачей документов

- о государственной регистрации АГС государственная пошлина должна уплачиваться в размере 200 рублей за выдачу повторного свидетельства

-  о государственной регистрации АГС и в размере 100 рублей за выдачу физическим лицам справок из архивов органов ЗАГС в соответствии с подпунктами 6 и 7 пункта 1 статьи 333.26 Налогового кодекса Российской Федерации.

  Вопросы оказания международной правовой помощи по линии ЗАГС на постсоветском пространстве регулируются Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года (далее – Конвенция), а также рядом двусторонних договоров. Конвенция действует во взаимоотношениях государств – участников СНГ и Грузии (пункт 1 Решения Совета глав государств СНГ «Об участии Грузии в международных договорах и решениях органов Содружества Независимых Государств» от 09.10.2009). При выполнении статьи 5 Конвенции компетентные учреждения юстиции государств-участников сносятся друг с другом через свои центральные органы – министерства юстиции.

  Такой порядок сношений предусмотрен с Азербайджанской Республикой, Грузией, Киргизской Республикой, Туркменистаном, Республикой Узбекистан.

  Ряд государств – участников СНГ (Российская Федерация, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Молдова, Республика Таджикистан и Украина) ратифицировали Протокол к Конвенции 1997 года, в соответствии с которым упрощается процедура истребования и пересылки документов о регистрации АГС.

  Правом непосредственного сношения с компетентными органами иностранных государств – участников Протокола к Конвенции 1997 года по вопросам оказания правовой помощи в сфере регистрации АГС наделены главные управления Минюста России по субъектам Российской Федерации и органы ЗАГС Российской Федерации.

  При образовании в субъектах Российской Федерации новых органов ЗАГС необходимо оперативно информировать Минюст России для направления соответствующих сведений депозитарию Конвенции – Исполнительному комитету СНГ.

  Согласно статье 5 Конвенции в редакции Протокола к ней 1997 года главные управления Минюста России по субъектам Российской Федерации и органы ЗАГС непосредственно сносятся с соответствующими учреждениями юстиции и органами регистрации АГС иностранных государств, если последние также наделены этим правом.

  Кроме того, органы ЗАГС на основании пункта 1 статьи 14 Конвенции в редакции Протокола к ней 1997 года осуществляют направление запросов по истребованию личных документов и по просьбе пересылают бесплатно без перевода свидетельства (справки) о регистрации АГС непосредственно в органы ЗАГС (РАГС) иностранных государств с обязательным уведомлением граждан об их пересылке.

  В нарушение порядка, предусмотренного статьей 5 Конвенции, недопустимо направление запросов территориальными органами Минюста России либо органами ЗАГС в центральные органы учреждений юстиции (министерства юстиции) иностранных государств, минуя Минюст России.

  Также недопустимо направление запросов органов ЗАГС об истребовании документов о государственной регистрации АГС непосредственно в органы ЗАГС иностранных государств, в отношениях с которыми порядок сношений при оказании международной правовой помощи по линии ЗАГС определен через центральные органы – министерства юстиции.

  Следует обратить внимание, что порядок направления запросов об истребовании документов о регистрации АГС на территорию иностранных государств и пересылка документов могут быть различны.

  Порядок взаимодействия Российской Федерации с прибалтийскими государствами (Латвией, Литвой и Эстонией) при оказании международной правовой помощи предусмотрен двусторонними договорами о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (далее – договоры).

  В соответствии со статьями 2 и 4 договоров запросы об истребовании документов о регистрации АГС направляются через Министерство юстиции Российской Федерации.

  Пересылка личных документов (в том числе свидетельств (справок) о регистрации АГС) предусмотрена статьей 17 договоров в дипломатическом порядке.

  Отмечаем, что при отсутствии международного договора о правовой помощи по линии ЗАГС взаимодействие с компетентными органами иностранных государств осуществляется Минюстом России в соответствии с российским законодательством и на основе международных принципов вежливости и взаимности.

  Между Российской Федерацией, Республикой Абхазия и Республикой Южная Осетия отсутствуют межгосударственные соглашения в части оказания правовой помощи по гражданским (семейным) делам, в том числе относительно пересылки документов.

  Запросы об истребовании документов с территории Южной Осетии и Абхазии направляются через Министерство юстиции Российской Федерации на основе международных принципов вежливости и взаимности. Аналогичным образом осуществляется направление документов, истребуемых абхазской и югоосетинской сторонами.

  Документы о регистрации АГС, составленные на территории Нагорного Карабаха, истребуются и направляются через Министерство юстиции Российской Федерации (без ссылки на международные договоры) для направления в Министерство юстиции Республики Армения и последующей передачи их компетентным органам Нагорно-Карабахской Республики.

  Что касается Приднестровья, то по рекомендации МИДа России «в контактах с органами власти Приднестровья важно избегать шагов, которые могли бы быть расценены в качестве свидетельства осуществления прямых сношений с непризнанным государственным образованием».

  Органам ЗАГС необходимо оказывать содействие гражданам в подготовке запросов об истребовании документов с территории Приднестровья, рекомендуя заявителям самостоятельно обращаться в компетентные органы Приднестровья с целью получения необходимых документов о регистрации АГС.

  В случае поступления запросов с территории Приднестровья вроссийские органы ЗАГСответы органов ЗАГС рекомендуется направлять в тот орган, от которого исходит запрос (тогда адресатом будет руководитель органа ЗАГС Приднестровья) или непосредственно физическим лицам.

  Вместе с тем надо предлагать органам власти Приднестровья рекомендовать лицам, проживающим на его территории, самостоятельно обращаться в компетентные государственные органы Российской Федерации с целью получения необходимой информации или документов, если у данных лиц на то имеются права. Если запросы, исходящие от соответствующих органов Российской Федерации или Приднестровья, будут сопровождаться заявлениями граждан, в интересах которых запрашиваются те или иные документы, то такие запросы можно рассматривать не как обращения компетентных органов, а как обращения физических лиц. Таким образом, российская сторона формально не вступает во взаимодействие с органами Приднестровья, включая его учреждения юстиции, а реагирует на частные обращения граждан.

  С учетом изложенного в случае поступления запросов непосредственно от заинтересованных физических лиц полагаем возможным оказывать им содействие в направлении запрошенных документов.

  При истребовании информации об АГС, регистрация которых была произведена в консульских учреждениях Российской Федерации на территории иностранных государств, необходимо учитывать временной период составления записи таких актов.

  Так запросы, касающиеся истребования АГС, зарегистрированных в консульских учреждениях по 1978 год (включительно), необходимо направлять в Главное управление ЗАГС по Московской области (адрес: 127051, г. Москва, Средний Каретный пер., д. 7, стр. 1).

  Запросы, касающиеся истребования АГС, зарегистрированных в консульских учреждениях с начала 1979 года по настоящее время, следует направлять в архивно-информационный отдел Управления ЗАГС Москвы (адрес: 101919, г. Москва, Малый Харитоньевский пер., д. 10).

  При направлении органами ЗАГС запросов (поручений), а также истребовании документов на территорию иностранных государств дальнего зарубежья следует руководствоваться положениями международных договоров о правовой помощи Российской Федерации с указанными государствами. Список государств, с которыми у Российской Федерации имеются международные договоры о правовой помощи, включающие вопросы истребования и пересылки документов, приведен в прилагаемой таблице.

  В частности, порядок взаимодействия России с Чехией и Словакией по линии ЗАГС установлен действующим в этой части Договором между СССР и Чехословацкой Социалистической Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1982 года.

  Статьей 12 названного Договора предусмотрено, что просьбы граждан одной договаривающейся стороны о выдаче и пересылке свидетельств о регистрации АГС, документов об образовании, трудовом стаже или других документов, касающихся личных или имущественных прав и интересов этих граждан, направляются в учреждения другой договаривающейся стороны дипломатическим путем. Учреждения выдают документы в соответствии с законодательством своего государства и пересылают их другой договаривающейся стороне в дипломатическом порядке без перевода и бесплатно. Компетентное учреждение по местожительству заявителя передает ему документ, взыскивая с него понесенные расходы в размере, определяемом в соответствии с законодательством договаривающейся стороны, на территории которой проживает заявитель. Взысканные расходы поступают в пользу договаривающейся стороны, учреждение которой их взыскало.

  В соответствии со статьей 13 того же Договора учреждения ЗАГС одной договаривающейся стороны по просьбе соответствующих учреждений другой договаривающейся стороны пересылают для служебного пользования выписки из книг регистрации АГС бесплатно и без перевода дипломатическим путем.

 Направление таких запросов о международной правовой помощи должно осуществляться через Министерство юстиции Российской Федерации для последующей передачи в дипломатическом порядке на территории иностранных государств.

 В рассматриваемом Договоре отсутствует указание на необходимость перевода запроса (поручения) и прилагаемых материалов (например, заявления гражданина об истребовании повторного свидетельства о регистрации АГС).

 Тем не менее для правильного понимания характера запроса (поручения) органа ЗАГС крайне важно приложить его перевод и перевод прилагаемых материалов на язык запрашиваемого государства, о чем в своих письмах неоднократно указывали иностранные партнеры (Болгария, Польша, Словакия, Чехия и др.).

 Безусловно необходимо прикладывать перевод запроса (поручения) органа ЗАГС и при направлении по дипломатическим каналам в государства в отсутствие договора о правовой помощи на основе международных принципов вежливости и взаимности.

  Также обращаем внимание на особенности международного сотрудничества по линии ЗАГС с Республикой Болгарией, вытекающие из реализации действующего в этой части Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Народной Республикой Болгарией о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам 1975 года. В соответствии с пунктом 3 названного Договора при оказании правовой помощи учреждения юстиции сносятся друг с другом в установленном порядке через свои центральные органы.

  Вместе с тем учреждения ЗАГС одной договаривающейся стороны по ходатайству учреждений другой договаривающейся стороны пересылают для служебного пользования выписки из книг регистрации АГС без перевода и бесплатно через вышестоящий орган ЗАГС. Эти документы пересылаются непосредственно в запрашивающее учреждение.

 Просьбы граждан одной договаривающейся стороны о выдаче учреждениям ЗАГС другой договаривающейся стороны свидетельств о регистрации АГС могут направляться непосредственно компетентному учреждению ЗАГС. Это учреждение выдает документ в соответствии с законодательством своего государства и пересылает его без перевода и бесплатно через вышестоящий орган записи актов гражданского состояния компетентному учреждению ЗАГС по местожительству заявителя (статья 13 названного Договора).

 Особенности положений и норм договоров, содержащие порядок пересылки документов, приведены в прилагаемом списке государств, с которыми у Российской Федерации имеются международные договоры о правовой помощи, включающие вопросы истребования и пересылки документов о регистрации АГС.