ДОКЛАД об исполнении в 2016 году мероприятий областной программы «Противодействие коррупции в Ульяновской области» на 2016-2018 годы, утверждённой постановлением Правительства Ульяновской области от 14.03.2016 № 5/92-П

14 марта 2016 года постановлением Правительства Ульяновской области № 5/92-П «Об утверждении областной программы «Противодействие коррупции в Ульяновской области» на 2016-2018 годы» утверждена областная программа «Противодействие коррупции в Ульяновской области» на 2016-2018 годы (далее – Программа), разработанная в соответствии с Законом Ульяновской области от 20.07.2012 № 89-ЗО «О противодействии коррупции в Ульяновской области».
Программа направлена на повышение эффективности противодействия коррупции и понижение уровня коррупции в системе органов государственной и муниципальной власти Ульяновской области и подведомственных им учреждений, а также понижение уровня коррупции во всех общественных сферах, устранение причин возникновения коррупционных проявлений путём повышения эффективности антикоррупционной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества.
В соответствии с задачами, определёнными Национальным планом противодействия коррупции на 2016-2017 годы, Программа предусматривает мероприятия, направленные на профилактику коррупционных проявлений в сфере миграционных правоотношений, реализации полномочий при закупке товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд, а также мероприятия для осуществления межведомственного взаимодействия между органами государственной и муниципальной власти и правоохранительными органами, направленные на повышение эффективности антикоррупционной деятельности.
В рамках реализации Программы предполагается внедрение новых форм и методов антикоррупционной работы, в том числе таких как:
внедрение в практику работы подведомственных органам государственной и муниципальной власти учреждений и организаций Системы рейтинговой оценки элементов организационной структуры антикоррупционной деятельности;
проведение дней профилактики коррупции;
проведение антикоррупционной экспертизы природоохранных объектов на территории Ульяновской области;
формирование рейтингов открытости и доступности деятельности органов государственной и муниципальной власти в процессе общения
с предпринимательским сообществом;
разработка и внедрение карт коррупционных рисков в органах государственной и муниципальной власти Ульяновской области;
разработка и внедрение в практику антикоррупционной деятельности органов государственной и муниципальной власти Стандартов работы элементов организационной структуры по противодействию коррупции, включая разработку Стандартов работы общественных советов
по профилактике коррупции и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и рабочих групп (комиссий) по противодействию коррупции исполнительных органов государственной власти Ульяновской области;
разработка и внедрение в практику Индекса эффективности антикоррупционной деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и других.
Ожидаемыми конечными результатами реализации Программы являются повышение эффективности государственного и муниципального управления, уровня социально-экономического развития региона, повышение активности участия в антикоррупционной деятельности институтов гражданского общества, повышение уровня доверия граждан к органам государственной
и муниципальной власти, повышение инвестиционной привлекательности Ульяновской области.
Перечень мероприятий Программы указан в приложении № 1
к Программе. Реализация Программы осуществляется в 2016-2018 годах.
Показателями эффективности реализации Программы, характеризующими степень достижения конечной результативной цели, являются:
уменьшение доли жителей Ульяновской области, считающих, что уровень коррупции в регионе в настоящее время повышается (по данным социологических исследований);
увеличение доли жителей Ульяновской области, осуждающих людей, дающих или берущих взятки (по данным социологических исследований);
увеличение доли жителей Ульяновской области, которым не приходилось выплачивать неофициально денежные суммы должностному лицу (по данным социологических исследований);
уменьшение доли жителей Ульяновской области, имеющих недостаточно информации о мерах по борьбе с коррупцией в Ульяновской области (по данным социологических исследований);
уменьшение доли проектов нормативных правовых актов (далее – НПА) Ульяновской области, в которых по итогам антикоррупционного анализа Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области были выявлены коррупциогенные факторы, в общем количестве проектов нормативных правовых актов Ульяновской области, проходивших антикоррупционный анализ;
увеличение количества заседаний общественных советов по профилактике коррупции в муниципальных образованиях Ульяновской области в течение года;
увеличение общего количества информационно-аналитических материалов и публикаций на тему коррупции и противодействия коррупции, размещённых в средствах массовой информации, распространяемых
на территориях муниципальных образований Ульяновской области;
увеличение количества официальных сайтов исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащих специальные разделы, посвящённые противодействию коррупции;
увеличение доли официальных сайтов исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащих ежеквартальные отчёты об итогах и эффективности реализации ведомственных или муниципальных целевых программ по противодействию коррупции;
увеличение доли профессиональных образовательных организаций, находящихся на территории Ульяновской области, внедривших элементы антикоррупционного воспитания и образования;
увеличение числа участников конкурентных процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд Ульяновской области.
Исполнительные органы государственной власти Ульяновской области являются ответственными исполнителями 44 мероприятий Программы, органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области – 51 мероприятия Программы.
14 июля 2016 года на внеочередном заседании Правительства Ульяновской области во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 01.04.2016 № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы» принято постановление № 16/338-П «О внесении изменений в областную программу «Противодействие коррупции
в Ульяновской области» на 2016-2018 годы» (далее – постановление).
Согласно постановлению раздел «Введение» Паспорта Программы дополнен абзацем четвёртым следующего содержания: «Реализация Программы направлена на достижение задач, определённых Указом Президента Российской Федерации от 01 апреля 2016 года № 147
«О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы»,
а также уточнено наименование исполнителей Программы.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» программы противодействия коррупции приняты во всех муниципальных образованиях Ульяновской области.
В мае-июле 2016 года всеми исполнительными органами государственной власти Ульяновской области и органами местного самоуправления Ульяновской области проведена работа по приведению в соответствие с требованиями Указа Президента Российской Федерации от 01.04.2016 № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы» ведомственных и муниципальных антикоррупционных программ.
Кроме того, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.04.2016 № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы» планы работы по противодействию коррупции, предусматривающие реализацию целого комплекса мероприятий профилактической направленности, в том числе и борьбу с проявлениями коррупции в бытовых сферах, разработаны и приняты в 31 городском и 112 сельских поселениях Ульяновской области. Следует также отметить, что городские и сельские поселения Ульяновской области являются соисполнителями мероприятий программ противодействия коррупции, принятых в муниципальных образованиях Ульяновской области.
Программой предусмотрено следующее финансирование:
2016 год – 980,0 тыс. рублей;
2017 год – 980,0 тыс. рублей;
2018 год – 980,0 тыс. рублей.
Из 128 мероприятий Программы лишь 8 мероприятий требуют ежегодного финансирования на сумму 980 тыс. рублей, что не оказывает существенного влияния на исполнение показателей эффективности реализации Программы.
21 июня 2016 года в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Законом Ульяновской области от 20.07.2012 № 89-ЗО «О противодействии коррупции в Ульяновской области», в целях создания эффективной системы противодействия коррупции в Правительстве Ульяновской области, обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и общества от коррупции Правительством Ульяновской области утверждена ведомственная программа «Противодействие коррупции в Правительстве Ульяновской области» на 2016 и 2017 годы.
В 2016 году Уполномоченным по противодействию коррупции
в Ульяновской области во взаимодействии с Правительством Ульяновской области, исполнительными органами государственной власти Ульяновской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области обеспечено исполнение следующих мероприятий:
проведение семинаров, тренингов для юристов органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области
по обучению навыкам проведения антикоррупционной экспертизы НПА
и проектов НПА, принятие практических мер по организации эффективного проведения антикоррупционной экспертизы нормативных актов и их проектов, обобщение результатов её проведения, в том числе независимой антикоррупционной экспертизы;
проведение тематических обучающих информационно-методических семинаров для руководителей общественных советов по профилактике коррупции в муниципальных образованиях Ульяновской области
и антикоррупционных комиссий исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, общественных представителей Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области в муниципальных образованиях Ульяновской области, директоров муниципальных центров развития предпринимательства;
организация обучения общественных представителей Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области в муниципальных образованиях Ульяновской области и при исполнительных органах государственной власти Ульяновской области; проведение мероприятий, посвящённых Международному дню борьбы с коррупцией;
организация и проведение региональной научно-практической конференции «Ульяновская область – территория без коррупции!» (далее – конференция), международной научно-практической конференции «Правозащитная и антикоррупционная политика в современной России»
и региональной студенческой научной конференции «Коррупция. Актуальные проблемы. Международный, всероссийский и региональный опыт».
Так, 09 декабря 2016 года конференция была проведена второй раз.
Конференция организована Правительством Ульяновской области, Палатой справедливости и общественного контроля в Ульяновской области,
Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области,
Министерством образования и науки Ульяновской области, Советом ректоров вузов Ульяновской области, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова» (далее – УлГПУ), администрацией муниципального образования «город Ульяновск», Молодёжным инициативным антикоррупционным центром при Уполномоченном по противодействию коррупции в Ульяновской области.
В работе конференции приняли участие эксперты в области антикоррупционного законодательства, представители органов государственной и муниципальной власти Ульяновской области, правоохранительных органов, учёные – специалисты в области антикоррупционной деятельности, государственного
и муниципального управления, экономики и права, социологии, системные аналитики, эксперты в сфере государственного и муниципального управления, антикоррупционной политики и деятельности, председатели палат справедливости и общественного контроля муниципальных образований Ульяновской области, общественные представители Уполномоченного по противодействию коррупции в муниципальных образованиях Ульяновской области, преподаватели и студенты образовательных организаций высшего образования, представители институтов гражданского общества и средств массовой информации
(далее – СМИ), участники студенческих антикоррупционных комиссий
и Молодёжного инициативного антикоррупционного центра при Уполномоченном по противодействию коррупции в Ульяновской области, члены Молодёжного совета по противодействию коррупции муниципального образования «город Ульяновск», обучающиеся общеобразовательных организаций города Ульяновска. Общее количество участников конференции превысило 600 человек.
В рамках конференции рассмотрены следующие вопросы:
1) «От теории к практике: опыт антикоррупционной деятельности регионов России»;
2) «О результатах работы органов прокуратуры по надзору
за исполнением антикоррупционного законодательства»;
3) «Опыт антикоррупционной деятельности Ульяновской области: инновационные антикоррупционные формы и методы работы»;
4) «О роли контрольно-счётных органов в противодействии коррупции»;    5) «О роли и месте Минюста России в противодействии коррупции»;
6) «О комплексе передовых антикоррупционных мер, реализуемых
в Ульяновской области в сфере государственных и муниципальных закупок
в рамках исполнения Национального плана противодействия коррупции
на 2016-2017 годы»;
7) «Роль МФЦ в системе мер предупреждения коррупции».
По итогам проведения конференции её участники единогласно приняли резолюцию, в которой отражены выработанные в ходе экспертной работы рекомендации и предложения по реализации антикоррупционной политики в Ульяновской области. С полным текстом резолюции можно ознакомиться на сайте Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области по ссылке: http://anticorrupt-ul.ru/anons/7010.html.
Также в этот день в рамках Программы проведена III студенческая научная конференция «Коррупция. Актуальные проблемы. Международный, всероссийский и региональный опыт». Для её участников была организована работа тематических площадок. Среди них – презентационные площадки Молодёжного инициативного антикоррупционного центра при Уполномо-ченном по противодействию коррупции в Ульяновской области «Молодёжь Ульяновской области против коррупции!», кафедры правоохранительной деятельности и противодействия коррупции УлГПУ, пункт экспресс-опроса «Отношение к коррупции?», площадка «Результаты социологических антикоррупционных исследований за период 2013-2016 годов», а также экспозиция выставки лучших работ областного конкурса рисунков «Коррупция глазами ребёнка».
Проведённый анализ исполнения Программы в 2016 году показывает высокую степень осуществления предусмотренных ею мероприятий. Так,
в указанный период Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области в рамках Программы проведена следующая работа:
организовано проведение на системной основе мероприятий по устранению зон коррупционного риска в сфере закупок, к которым относится разработка и совершенствование типовых форм документов
и методических рекомендаций по закупкам, их своевременная корректировка в соответствии с законодательством о контрактной системе; многоступенчатая проверка документации, извещений о закупках; регулярная разъяснительная работа с должностными лицами, ответственными за осуществление закупок; повышение качества контроля за работой персонала;
на регулярной основе организовано проведение обучающих семинаров (круглые столы, совещания, форумы и другие мероприятия) для государственных заказчиков и представителей уполномоченных органов муниципальных образований Ульяновской области в целях содействия развитию добросовестной конкуренции, уменьшения количества нарушений при осуществлении закупок.
В 2016 году Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области совместно с Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области проведено 38 таких мероприятий.
В 2016 году в рамках исполнения Программы продолжена работа комиссии по повышению эффективности осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Ульяновской области.
В указанный период проведено 56 её заседаний, на которых рассмотрено 934 проекта технико-экономических заданий, сумма рассматриваемых проектов составила 8 млрд. 47 млн. рублей, в том числе 896 проектов на сумму 7 млрд. 83 млн. рублей признаны обоснованными, 32 проекта отклонены при первичном рассмотрении технико-экономических заданий в связи с отсутствием финансовых средств, необходимостью устранения замечаний членов вышеуказанной комиссии или признаны неэффективными. Отказано в осуществлении 4 закупок.
Экономия средств консолидированного бюджета Ульяновской области за 12 месяцев 2016 года составила 89,3 млн. рублей.
В рамках исполнения Программы за 12 месяцев 2016 года Счётная палата Ульяновской области провела 23 контрольных мероприятия, в ходе которых было проверено 58 объектов. Объём проверенных средств бюджетов различных уровней составил 3,8 млрд. рублей. Счётной палатой Ульяновской области
выявлено 196 нарушений в финансово-бюджетной сфере.
По результатам контрольных мероприятий направлено 63 представления и предписания об устранении выявленных нарушений и привлечении к ответственности лиц, виновных в финансовых нарушениях. Во исполнение представлений и предписаний Счётной палаты Ульяновской области составлено 4 административных протокола и устранены финансовые нарушения на сумму 243,8 млн. рублей.
В 2016 году Департаментом внутреннего государственного финансового контроля Ульяновской области (далее – Департамент) в рамках осуществления полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю проведено 62 контрольных мероприятия, в том числе 17 внеплановых.
В рамках проверок соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных НПА, регулирующих бюджетные правоотношения, полноты и достоверности отчётности об исполнении государственного задания, соблюдения условий, целей и порядка предоставления из областного бюджета Ульяновской области субсидий на выполнение государственного задания было проведено 20 контрольных мероприятий, в том числе 2 внеплановых; проверено средств областного бюджета Ульяновской области в общей сумме 773882,8 тыс. рублей; выявлено нарушений на общую сумму 47239,4 тыс. рублей, что составило 6,1% от суммы проверенных средств; устранено финансовых нарушений на сумму 29893,2 тыс. рублей, в том числе возвращено в консолидированный бюджет Ульяновской области 43,2 тыс. рублей.
В рамках процедурного контроля за соблюдением законодательства
Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок за 12 месяцев 2016 года проведено 31 контрольное мероприятие (в том числе 15 внеплановых), установлено 73 нарушения.
В рамках проверки соблюдения требований Федерального закона
от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Бюджетного кодекса Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ними НПА Российской Федерации проведено 11 контрольных мероприятий, в результате которых установлено 240 нарушений. Кроме того, в рамках проведения указанных проверок были установлены факты нарушений на общую сумму 5784,1 тыс. рублей (в том числе нецелевое использование средств областного бюджета Ульяновской области на сумму 1788,7 тыс. рублей).
В рамках реализации полномочий по возбуждению и рассмотрению дел об административных правонарушениях в сфере финансов и бюджетного законодательства уполномоченными должностными лицами Департамента в 2016 году возбуждено 134 дела об административных правонарушениях,
из них:
45 – за нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
36 – за нарушение порядка заключения, изменения контракта;
23 – за нецелевое использование бюджетных средств;
11 – за нарушение порядка ведения реестра контрактов, заключённых
заказчиками;
4 – за нарушение условий предоставления субсидий;
4 – за неисполнение законного предписания об устранении нарушений бюджетного законодательства;
6 – за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2 – за представление недостоверной бюджетной отчётности;
2 – за нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов;
1 – за нарушение порядка принятия бюджетных обязательств.
По результатам рассмотрения 45 дел об административных правонарушениях приняты решения о наложении административного наказания в виде штрафа на общую сумму 1651,7 тыс. рублей.
В рамках исполнения Программы в Ульяновской области в 2016 году
организована работа по информированию граждан о реализуемых антикоррупционных мерах. По данным мониторинга СМИ Ульяновской области, в 2016 году в печатных и электронных СМИ, на различных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» было размещено 1083 информационных сообщения о реализации мероприятий антикоррупцинной направленности, из них в районных газетах – 446, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» – 485, в областных СМИ – 95, на телевидении – 11, на радио – 46.
В 2016 году в Ульяновской области в рамках исполнения Программы реализован комплекс мероприятий, направленных на создание условий для повышения уровня правосознания граждан и популяризации антикоррупционных стандартов поведения, основанных на общих знаниях.
Комплекс мероприятий по правовому антикоррупционному просвещению граждан осуществлён Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области и правоохранительными органами Ульяновской области во взаимодействии с Министерством образования и науки Ульяновской области в образовательных организациях всех типов.
В 2016 году свою работу продолжила межвузовская комиссия
по противодействию коррупции при Совете ректоров вузов Ульяновской области, которая во взаимодействии с Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области координирует антикоррупционную работу
в вузах и осуществляет контроль за исполнением решений Совета ректоров вузов, принимаемых в сфере реализации антикоррупционных мер.
Также в 2016 году в Ульяновской области продолжил свою работу созданный в апреле 2015 года Молодёжный инициативный антикоррупционный центр при Уполномоченном по противодействию коррупции в Ульяновской области.
В 2016 году в рамках исполнения Программы в Ульяновской области
организована работа по повышению качества управления многоквартирными домами и предоставления жилищно-коммунальных услуг собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах надлежащего качества
на территории Ульяновской области при управлении многоквартирными домами товариществами собственников жилья (товариществами собственников недвижимости (далее соответственно – ТСЖ, ТСН), жилищно-строительных кооперативами (далее – ЖСК).
В соответствии с утверждённым графиком мероприятий, запланированных Главной государственной инспекцией регионального надзора Ульяновской области (далее – Инспекция), в период с 01 по 26 февраля 2016 года проведены выездные встречи с председателями ТСЖ (ТСН), ЖСК, собственниками помещений в многоквартирных домах в Засвияжском, Ленинском, Заволжском, Железнодорожном районах города Ульяновска, в городе Новоульяновске, в городе Димитровграде, в Барышском районе Ульяновской области.
В указанных мероприятиях приняли участие 102 представителя ТСЖ (ТСН), ЖСК и более 70 собственников помещений в многоквартирных домах.
В актовых залах администраций муниципальных образований Ульяновской области с участниками круглых столов помимо вопросов повышения управленческой деятельности ТСЖ (ТСН), ЖСК обсуждались вопросы противодействия коррупции.
29 февраля 2016 года руководителем Инспекции утверждён график проведения встреч с гражданами заместителем руководителя – начальником Управления регионального государственного жилищного надзора – главным государственным жилищным инспектором Ульяновской области на территории Ульяновской области по вопросам управления многоквартирными домами
на первое полугодие 2016 года, 22 июня 2016 года утверждён график проведения встреч с гражданами на второе полугодие 2016 года, который размещён на официальном сайте Инспекции и в СМИ, а также направлен в администрации муниципальных образований в целях обеспечения участия в проводимых Инспекцией мероприятиях наибольшего количества жителей многоквартирных домов.
В соответствии с указанными графиками осуществлены выезды и встречи с собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирных домах городов Ульяновска, Новоульяновска, Димитровграда, Инзы, в Ульяновском, Чердаклинском, Тереньгульском, Кузоватовском, Барышском, Карсунском, Сурском, Мелекесском, Вешкаймском, Новоспасском районах Ульяновской области. В указанных мероприятиях приняли участие более 700 граждан – жителей многоквартирных домов.
На указанных встречах обсуждены вопросы создания и деятельности советов и председателей советов многоквартирных домов, их взаимоотношений с управляющими организациями.
До собственников помещений в многоквартирных домах доведена информация об изменениях в жилищное законодательство Российской федерации.
В течение 2016 года Инспекцией среди населения распространялись «Памятки антикоррупционного поведения гражданина».
В рамках работы по антикоррупционному просвещению граждан
и вовлечению в антикоррупционную деятельность институтов гражданского общества и в соответствии с Программой в период с 16 по 20 мая 2016 года проведена третья региональная Неделя антикоррупционных инициатив.
Её мероприятиями охвачены все основные сферы жизни, волнующие жителей региона: образование, здравоохранение, социальная и жилищно-коммунальная сферы. Так, во время проведения тематической недели участниками Молодёжного инициативного антикоррупционного центра при Уполномоченном по противодействию коррупции в Ульяновской области организован мониторинг наличия лекарственных препаратов и цен на них
в аптечной сети. Проведено более 20 тысяч мероприятий
по антикоррупционному просвещению.
Центральными мероприятиями в рамках третьей региональной Недели антикоррупционных инициатив стали Неделя Палаты справедливости
и общественного контроля на кафедре правоохранительной деятельности
и противодействия коррупции в УлГПУ, интерактивное занятие на тему «Нормы антикоррупционного законодательства: от знания к исполнению»
и первое заседание Областного антикоррупционного актива. В рамках указанного мероприятия был рассмотрен и одобрен проект Кодекса антикоррупционного поведения жителя Ульяновской области, проект Комплексного плана мероприятий по реализации антикоррупционной политики в организациях, подведомственных органам государственной и муниципальной власти, а также проект Кодекса этики и служебного поведения работников организаций, подведомственных органам государственной и муниципальной власти Ульяновской области.
Участие в мероприятиях Недели антикоррупционных инициатив приняло более 30 тысяч жителей региона.
В мае 2016 года в рамках исполнения Программы при Палате справедливости и общественного контроля в Ульяновской области создана базовая кафедра теории и практики антикоррупционной деятельности. Соответствующее Соглашение подписано между Палатой справедливости
и общественного контроля в Ульяновской области и УлГПУ.
С его подписанием сотрудничество между УлГПУ и созданной базовой кафедрой теории и практики антикоррупцинной деятельности перешло
в практическую плоскость. Антикоррупционное обучение ульяновских студентов перешло от теории к практике. Так, в период с 04 по 17 июля
2016 года  в числе первых ознакомительную и производственную практику
на базовой кафедре при Палате справедливости и общественного контроля
в Ульяновской области прошли студенты факультета права, экономики
и управления УлГПУ. В отделе обеспечения деятельности Уполномоченного
по противодействию коррупции в Ульяновской области будущие юристы изучили федеральное и региональное антикоррупционное законодательство. Кроме того, под руководством сотрудников указанного отдела студенты ознакомились с текущей работой отдела; участвовали в проведении мониторинга официальных сайтов муниципальных образований
и исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, выявляя нарушения в оформлении и наполненности сайтов, актуальности представляемой информации, в разделах, посвящённых противодействию коррупции; обучались проведению антикоррупционного анализа проектов НПА Ульяновской области; ознакомились с работой по рассмотрению обращений граждан.
В третьем квартале 2016 года (в период с 17 по 21 октября) проведена четвёртая региональная Неделя антикоррупционных инициатив. В её рамках
во всех муниципальных образованиях Ульяновской области, исполнительных органах государственной власти Ульяновской области и подведомственных им учреждениях организованы и проведены мероприятия антикоррупционной направленности.
В рамках четвёртой региональной Недели антикоррупционных инициатив проведено более 3 тысяч мероприятий, в которых приняли участие более 80 тысяч жителей региона. При этом органами государственной и муниципальной власти Ульяновской области выявлено и устранено более 70 зон коррупционного риска.
В соответствии с Законом Ульяновской области от 20.07.2012 № 89-ЗО «О противодействии коррупции в Ульяновской области» Уполномоченным
по противодействию коррупции в Ульяновской области за 12 месяцев 2016 года проведён антикоррупционный анализ в отношении 1129 проектов нормативных правовых актов Ульяновской области (далее – НПА), из них 741 проект постановлений Правительства Ульяновской области, 178 проектов постановлений Губернатора Ульяновской области, 209 проектов законов Ульяновской области, 1 проект распоряжения Губернатора Ульяновской области. На 13 проектов НПА Ульяновской области даны отрицательные заключения.
В отчётный период Уполномоченным по противодействию коррупции
в Ульяновской области велась системная работа по повышению уровня грамотности сотрудников юридических служб органов государственной
и муниципальной власти Ульяновской области по вопросам проведения антикоррупционной экспертизы НПА и их проектов.
Так, 15 апреля 2016 года в рамках проведения Открытой панельной дискуссии «Теория и практика антикоррупционной деятельности: опыт Ульяновской области» рассмотрен вопрос о практике выявления Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области коррупциогенных факторов в НПА и их проектах.
В ходе мероприятия внимание его участников было обращено
на существующую в Ульяновской области проблему по проведению независимой антикоррупционной экспертизы. Отмечено, что за 2015 год
ни один проект НПА в Ульяновской области не прошёл независимую антикоррупционную экспертизу. Сотрудникам, ответственным за организацию антикоррупционной работы в органах государственной и муниципальной власти Ульяновской области, рекомендовано принять меры по обеспечению проведения независимой антикоррупционной экспертизы НПА и их проектов.
12 октября 2016 года Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области проведён организационно-методический семинар-совещание на тему «Вопросы организации антикоррупционной деятельности в органах государственной и муниципальной власти Ульяновской области». В рамках указанного мероприятия состоялось обучение представителей органов государственной и муниципальной власти по организации работы по выявлению и устранению зон коррупционного риска и по наполнению разделов официальных сайтов, посвящённых вопросам противодействия коррупции.
Кроме того, участниками организационно-методического семинара-совещания рассмотрен опыт работы Министерства развития конкуренции
и экономики Ульяновской области по проведению антикоррупционной экспертизы и взаимодействия в данной работе с независимыми экспертами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации.
Указанным ведомством в соответствии с рекомендациями Уполномоченного в рамках работы по активизации сотрудничества с независимыми экспертами, имеющими право на проведение независимой экспертизы, осуществлён анализ размещённых на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации реестров юридических и физических лиц, аккредитованных в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы НПА и их проектов НПА.
На первом этапе из реестра физических лиц были выбраны независимые эксперты субъектов Российской Федерации, соседствующих с Ульяновской областью, – республики Татарстан, Самарской, Пензенской, Саратовской областей. При составлении списка учитывались род деятельности и образование независимых экспертов, относящиеся к сфере деятельности Министерства развития конкуренции и экономики. Так, например, в список не включались следующие специальности: инженер-технолог, радиоинженер, учитель истории, учитель биологии, биолог-охотовед, агротехник-почвовед, военный инженер, инженер-штурман, врач.
Указанным независимым экспертам было направлено 80 приглашений
к участию в независимой антикоррупционной экспертизе проектов НПА Ульяновской области, разрабатываемых указанным ведомством.
В приглашении было указано место размещения проектов НПА, срок их размещения, почтовый адрес и адрес электронной почты для направления заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
Данная практика работы оценивается как положительная и может быть использована в практической работе другими органами государственной
и муниципальной власти.
21 апреля 2016 года временно исполняющий обязанности Губернатора Ульяновской области утвердил перечень поручений (№ 216-ПЧ) по итогам заседания Комиссии по координации работы по противодействию коррупции
в Ульяновской области, которое состоялось 09 апреля 2016 года.
В соответствии с указанными поручениями исполнительным органам государственной и муниципальной власти Ульяновской области поручено принять меры по обеспечению проведения независимой антикоррупционной экспертизы НПА и их проектов. В этих целях предписано активизировать сотрудничество с независимыми экспертами, имеющими право на проведение независимой антикоррупционной экспертизы, а также активизировать информационную политику о возможности ознакомления с проектами НПА, размещаемых на официальных сайтах органов государственной власти, для последующего проведения в отношении них независимой антикоррупционной экспертизы.
Наиболее инициативно работа по исполнению указанных поручений организована в муниципальных образованиях «город Ульяновск» и «город Димитровград».
Так, в целях активизации работы по проведению независимой антикоррупционной экспертизы А.Е.Лапиным, членом Совета по профилактике коррупции администрации города Ульяновска, доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой экономического анализа и государст-венного управления Ульяновского государственного университета и О.В.Нечаевой, кандидатом юридических наук, доцентом кафедры экономического анализа и государственного управления Ульяновского государственного университета, направлены документы в Министерство юстиции Российской Федерации на аккредитацию в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение антикоррупционой экспертизы НПА и проектов НПА. Указанные лица успешно прошли аккредитацию в Министерстве юстиции Российской Федерации.
12 августа 2016 года между Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области и Уполномоченным
по противодействию коррупции в Ульяновской области подписано Соглашение о взаимодействии Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области и Уполномоченного в сфере противодействия коррупции (далее – Соглашение).
Предметом Соглашения является установление порядка взаимодействия его сторон по предупреждению включения в проекты НПА Ульяновской области и их положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, выявлению и устранению таких положений в региональных НПА.
В соответствии с Соглашением закреплена система взаимодействия
и сотрудничества Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области и Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области по таким важным направлениям, как информационный обмен о выявленных в НПА Ульяновской области и их проектах коррупциогенных факторах, а также мерах, принятых по их устранению. Также Соглашение предусматривает совместное обсуждение проблемных вопросов
и разработку предложений по совершенствованию законодательства Ульяновской области, выработке мер по предупреждению включения в НПА области положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
В Соглашении прописан порядок реализации совместных мероприятий
по привлечению институтов гражданского общества и граждан к участию
в проведении независимой антикоррупционной экспертизы НПА, а также совместная реализация мероприятий, предусмотренных Программой
по антикоррупционному просвещению на 2014-2016 годы, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.05.2014 № 816-р,
и областной программой «Противодействие коррупции в Ульяновской области» на 2016-2018 годы, утверждённой постановлением Правительства Ульяновской области от 14.03.2016 № 5/92-П.
В рамках Соглашения в ноябре 2016 года Уполномоченным
по противодействию коррупции в Ульяновской области при участии Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области разработаны Рекомендации к размещению и наполнению подраздела, посвящённого антикоррупционной экспертизе НПА и проектов НПА, официальных сайтов исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – Рекомендации).
11 ноября 2016 года Рекомендации направлены для использования
в работе в органы государственной и муниципальной власти Ульяновской области.
В период 2016 года государственно-правовым управлением администрации Губернатора Ульяновской области в рамках проведения правовой экспертизы законопроектов, подготавливаемых для внесения в Законодательное
Собрание Ульяновской области в порядке законодательной инициативы
Губернатора и Правительства Ульяновской области, проектов постановлений
и распоряжений Губернатора и Правительства Ульяновской области подготовлено 2085 правовых заключений.
Кроме того, в рамках ведения регистра муниципальных НПА Ульяновской области проведена выборочная экспертиза 6455 актов, по результатам
которой выявлены нарушения норм законодательства и правил юридической техники в 1858 муниципальных НПА, принятых органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.
Анализ законодательства Ульяновской области о противодействии
коррупции в целях приведения его в соответствие с законодательством
Российской Федерации государственно-правовым управлением администрации Губернатора Ульяновской области в течение 2016 года осуществлялся на постоянной основе.
В период с 05 по 23 сентября 2016 года в Ульяновской области в рамках исполнения Программы проведено социологическое исследование «Оценка населением уровня бытовой коррупции в регионе».
Объём выборки опрошенных жителей Ульяновской области составил 1100 человек.
По результатам социологического исследования можно сделать определённый вывод о том, что актуальность проблемы коррупции
за последний год возросла. Так, 46% опрошенных считают, что коррупция
в области – распространённое явление. Противоположной точки зрения придерживаются только 5% респондентов, кроме того, наблюдается тенденция к увеличению числа сторонников точки зрения о том, что уровень коррупции в регионе повышается. В частности, 35% респондентов уверены, что в настоящее время уровень коррупции в регионе не меняется, а 29% респондентов говорят о его росте (на 6% больше, чем год назад). Для каждого пятого участника исследования коррупция – норма современной жизни, почти каждый десятый респондент считает коррупцию эффективным способом решения проблем.
Наиболее коррумпированными, с точки зрения жителей Ульяновской области, являются медицинские учреждения (46%), ГИБДД (46%), вузы
и средние специальные учебные заведения (40%).
Согласно данным исследования распространённость коррупционных проявлений в высших и средних специальных учебных заведениях
за прошедший год возросла на 5%.
В соответствии с Программой в период с 14 ноября по 05 декабря
2016 года в Ульяновской области проведён конкурс рисунков «Коррупция глазами детей» (далее – конкурс).
Организаторами конкурса выступили Уполномоченный по противо-действию коррупции в Ульяновской области, Министерство образования
и науки Ульяновской области и областной Дворец творчества детей
и молодёжи. Участниками  конкурса стали более 300  обучающихся образовательных организаций  Ульяновской области. 115 конкурсных работ были допущены к финальному отбору. 05 декабря 2016 года  состоялось заседание конкурсной комиссии, в ходе которой были определены победители.
В период 2016 года областным государственным казённым учреждением «Корпорация развития ИТ» (далее – ОГКУ «Корпорация развития ИТ») проведён мониторинг предоставления государственных услуг и выполнения административных регламентов предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти Ульяновской области.
По результатам мониторинга качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг в ОГКУ «Корпорация развития ИТ» за I-III кварталы 2016 года уровень удовлетворённости граждан качеством
и доступностью предоставления государственных и муниципальных услуг
в ОГКУ «Корпорация развития ИТ» составил 96,9%. Значение показателя «Комфортность условий в помещении, в котором оказываются услуги» –
4,82 балла, значение показателя «Вежливость и компетентность сотрудника ОГКУ «Корпорация развития ИТ» – 4,88 балла, значение показателя «Доступность информации о порядке предоставления услуги» – 4,84 балла.
Основные замечания заявителей были связаны со временем ожидания
в очереди за предоставлением государственных услуг Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (регистрация права на недвижимое имущество и сделок с ним), Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (назначение и выплата субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, чьи расходы, рассчитанные исходя из нормативов площади жилого помещения и стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают 22% от совокупного дохода семьи (дохода одиноко проживающего гражданина), а также оказанием специалистами не всегда полной консультации по предоставлению государственных и муниципальных услуг.
С целью устранения указанных выше замечаний в ОГКУ «Корпорация развития ИТ» реализуется сервис предварительной записи на получение государственных и муниципальных услуг, проводится информирование заявителей о возможности получения большинства государственных услуг через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных услуг (функций)», проводится регистрация
на указанном портале, представителями органов государственной власти
и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области проводится обучение специалистов по порядку предоставления государственных и муниципальных услуг.
В 2016 году ОГКУ «Корпорация развития ИТ» проводилась экспертиза проектов административных регламентов предоставления государственных услуг, разработанных исполнительными органами государственной власти Ульяновской области.
По состоянию на 30 декабря 2016 год проведена экспертиза 259 проектов административных регламентов предоставления государственных услуг, разработанных исполнительными органами государственной власти Ульяновской области.
По результатам проведения экспертизы большинство проектов административных регламентов не соответствовали законодательству Российской Федерации, законодательству Ульяновской области, требовали существенной доработки.
Основные замечания к проектам административных регламентов
предоставления государственных услуг:
предмет регулирования административного регламента не соответствует полномочиям исполнительных органов государственной власти Ульяновской области;
срок предоставления государственной услуги не соответствует срокам выполнения административных процедур;
не указан исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, способы их получения заявителями, в том числе в электронной форме, порядок их представления;
не указан исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении органов исполнительной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и иных органов, участвующих в предоставлении государственной услуги, которые заявитель вправе представить;
досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу, а также его должностных лиц, государственных служащих определён без учёта постановления Правительства Российской Федерации от 20.11.2012 № 1198 «О федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершённых при предоставлении государственных и муниципальных услуг»;
в проектах административных регламентов предоставления государственных услуг не учтены требования постановления Правительства Российской Федерации от 26.03.2016 № 236 «О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг».
В 2016 году Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в рамках исполнения Программы проведена следующая работа:
на сайте Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Министерство) в разделе «Социологические опросы» организовано проведение опросов граждан
по изучению мнения населения о бытовой коррупции в лечебных учреждениях и по изучению коррупционных рисков и эффективности противодействия коррупции в ведомстве;
с 17 по 21 октября 2016 года в медицинских организациях, подведомственных Министерству, проведено анкетирование и мониторинг мнения граждан с целью выявления фактов проявления коррупции;
на 2016 год в план проверок включено 20 подведомственных учреждений. Все включённые в план учреждения проверяются, в том числе на предмет соблюдения медицинскими работниками, руководителями медицинских организаций ограничений, применяемых к ним при осуществлении профессиональной деятельности. За 9 месяцев 2016 года проверено 14 подведомственных учреждений;
в 2016 году в 39 медицинских организациях Ульяновской области (государственных, частных, федеральных), участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи населению Ульяновской области, проведена независимая оценка качества оказания услуг. Информация о результатах независимой оценки будет размещена в информацинно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте Министерства в подразделе «Независимая оценка качества услуг» раздела «Деятельность Министерства» (http://www.med.ulgov.ru/deyatelnost/4062.html).
За отчётный период управлением по вопросам государственной службы и кадров администрации Губернатора Ульяновской области в рамках исполнения Программы выполнены следующие мероприятия.
В 2016 году в целях совершенствования и развития профессиональных
и личностных компетенций, а также освоения государственными
и муниципальными служащими актуальных изменений в конкретных вопросах своей профессиональной деятельности управлением по вопросам государственной службы и кадров администрации Губернатора Ульяновской области проводилась аппаратная учёба.
10 февраля 2016 года состоялась аппаратная учёба по теме «Соблюдение антикоррупционного законодательства на государственной гражданской службе Ульяновской области».
30 марта 2016 года проведена аппаратная учёба по теме «Основные правила профессиональной этики сотрудников органов государственного
и муниципального управления Ульяновской области». В качестве докладчиков выступили: Я.Е.Вансовская, исполнительный директор Корпоративного университета Ульяновской области, и П.С.Антонов, главный советник департамента государственной и муниципальной службы управления по вопросам государственной службы и кадров администрации Губернатора Ульяновской области.
В рамках положения об организации обучения вновь принятых сотрудников Правительства Ульяновской области и исполнительных органов государственной власти Ульяновской области в период 2016 года проводились адаптационные курсы для вновь принятых сотрудников, в программу которых также входят вопросы по антикоррупцонному направлению и рассматриваются ситуационные задачи, направленные на предотвращение (урегулирование) конфликта интересов.
В 2016 году проводилось тестирование государственных гражданских служащих Ульяновской области и муниципальных служащих Ульяновской области на знание ими принципов профессиональной служебной этики
и основных правил поведения, включая стандарты антикоррупционного поведения, которыми должны руководствоваться служащие независимо
от замещаемой должности. В 2016 году протестировано 426 лиц, из них:
65 человек, впервые назначенные на должности государственной гражданской службы Ульяновской области (тестирование проводилось
в рамках Курса молодого бойца);
27 государственных гражданских служащих администрации Губернатора Ульяновской области (в рамках аттестации и квалификационного экзамена);
334 кандидата на государственную гражданскую службу Ульяновской области, муниципальную службу в Ульяновской области, руководящие должности подведомственных исполнительным органам государственной власти Ульяновской области и органам местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учреждений.
В феврале-марте 2016 года проведено обучение государственных
и муниципальных служащих, глав администраций муниципальных образований Ульяновской области и руководителей подведомственных учреждений по заполнению справок о доходах, а именно: аппаратная учёба для государственных служащих и руководителей госучреждений; совещания
с работниками кадровых служб, ответственных за профилактику коррупционных правонарушений в органах власти, по разъяснению наиболее сложных вопросов декларационной кампании; выездные семинары
по «кустовому» принципу для муниципальных служащих и руководителей муниципальных учреждений (включая поселенческий уровень); специальные семинары для сотрудников Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области и Министерства; семинар для глав администраций муниципальных образований Ульяновской области.
В 2016 году проведено 8 обучающих семинаров, в том числе с выездом
в муниципальные образования Ульяновской области.
Также в текущем году впервые появились законодательно закреплённые требования о представлении справок о доходах депутатами, действующим на непостоянной основе. В связи с чем проведена большая совместная работа с Законодательным Собранием Ульяновской области по консультированию депутатов муниципального уровня по вопросу представления сведений о доходах.
Кроме этого, в 2016 году регулярно осуществлялось персональное консультирование сотрудников всех органов государственной власти Ульяновской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области (вплоть до поселенческого уровня) по всем возникающим вопросам противодействия коррупции.
В рамках государственной программы Ульяновской области «Развитие государственного управления в Ульяновской области» на 2015-2020 годы, утверждённой постановлением Правительства Ульяновской области
от 08.09.2014 № 22/410-П, в 2016 году организованы и проведены курсы повышения квалификации по программе «Основы противодействия коррупции в органах власти». Обучение прошли 13 государственных гражданских
и 15 муниципальных служащих, в должностные обязанности которых входят вопросы противодействия коррупции.
По данным официальной экспресс-информации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области об оплате труда государственных гражданских и муниципальных служащих Ульяновской области за январь-июнь 2016 года, средняя заработная плата государственных гражданских (муниципальных) служащих Ульяновской области составляет:
1) в органах государственной власти субъекта Российской Федерации:
в органах законодательной (представительной) власти – 58392 рубля;
в органах исполнительной власти – 38630 рублей;
2) в органах местного самоуправления и избирательных комиссиях муниципальных образований:
в органах законодательной (представительной) власти – 31666 рублей;
в органах исполнительной власти – 29338 рублей.
В 2016 году организованы и проведены курсы повышения квалификации по программе «Управление государственными и муниципальными закупками» (144 часа) для 27 государственных гражданских и 15 муниципальных служащих. В программу курсов повышения квалификации включена тема «Антикоррупционная деятельность в органах власти».
Управлением по вопросам государственной службы и кадров администрации Губернатора Ульяновской области в течение 2016 года проводились проверки достоверности и полноты сведений, представленных лицами, поступающими на государственную гражданскую службу Ульяновской области. В этих целях направлялись запросы в соответствующие органы и службы.
Так, за три квартала 2016 года проведены проверки в отношении
82 человек, назначенных на должности государственной гражданской службы, в среднем направлено 460 запросов, в отношении 48 претендующих
на указанные должности в среднем направлено 195 запросов.
По завершении периода предоставления сведений о доходах, расходах,
об имуществе и обязательствах имущественного характера проводится анализ представленных сведений за отчётный период и три предшествующих ему года с целью выявления нарушений и установления факта приобретения нового имущества. Проводятся подсчёты доходов за три предшествующих года и делаются выводы о наличии или отсутствии правовых оснований для представления государственным гражданским служащим сведений о расходах. По результатам анализа при наличии оснований проводятся заседания комиссии по конфликту интересов. В 2016 году проведён анализ справок о доходах лиц, замещающих государственные должности (проанализировано 47 справок), а также анализ справок государственных гражданских служащих Правительства Ульяновской области (306 справок) и руководителей областных учреждений (70 справок).
В 2016 году управлением по вопросам государственной службы и кадров администрации Губернатора Ульяновской области разработаны методические рекомендации по соблюдению лицами, замещающими государственные должности в Правительстве Ульяновской области, ограничений, запретов и обязанностей, а также проводился анализ письменных сообщений работодателей, которые сообщили об этом в Правительство Ульяновской области в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 № 29.
В 2016 году таких сообщений поступило 18. Тремя гражданами, ранее замещавшими должность государственной гражданской службы
в Правительстве Ульяновской области, было подано обращение в комиссию
по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Правительства Ульяновской области и урегулированию конфликта интересов (далее – комиссия) для получения согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы (оказание услуги) на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности. Комиссией было дано согласие. Также в рамках осуществления контроля за соблюдением государственными гражданскими служащими ограничений и запретов, установленных законодательством, в 2016 году комиссией рассмотрено 2 заявления о неуведомлении об иной оплачиваемой работе.
С целью реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 15.07.2015 № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» создана и функционирует комиссия по координации работы по противодействию коррупции в Ульяновской области (постановление Губернатора Ульяновской области от 12.10.2015 № 179 «Об утверждении Положения о комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Ульяновской области и признании утратившими силу некоторых постановлений Губернатора Ульяновской области»), утверждён план работы.
Основными направлениями деятельности комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Ульяновской области являются:
1) обеспечение исполнения решений Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции и его президиума;
2) подготовка предложений о реализации государственной политики
в области противодействия коррупции Губернатору Ульяновской области;
3) обеспечение координации деятельности Правительства Ульяновской области, исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области по реализации государственной политики в области противодействия коррупции;
4) обеспечение согласованных действий исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, а также их взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти при реализации мер по противодействию коррупции
в Ульяновской области;
5) обеспечение взаимодействия исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области
с гражданами, институтами гражданского общества, СМИ, научными организациями по вопросам противодействия коррупции в Ульяновской области;
6) информирование общественности о проводимой исполнительными органами государственной власти Ульяновской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области работе
по противодействию коррупции.
В 2016 году проведено 6 заседаний комиссии по координации работы
по противодействию коррупции в Ульяновской области.
В рамках исполнения Программы в 2016 году Министерством образования и науки Ульяновской области выполнены следующие мероприятия.
Составлены рекомендации по антикоррупционной деятельности в рамках приёмной кампании 2016 года в профессиональных образовательных организациях Ульяновской области, которые доведены до ответственных секретарей приёмных комиссий на обучающих семинарах в мае 2016 года,
а также отправлены на электронные адреса профессиональных образовательных организаций. Разработаны методические рекомендации для руководителей профессиональных образовательных организаций
и общественных органов управления профессиональных образовательных организаций, педагогических работников по теме «Противодействие коррупции в профессиональных образовательных организациях: методические рекомендации». Модуль по вопросам противодействия коррупции включён в обучающие курсы по повышению квалификации для руководящих должностей профессиональных образовательных организаций в объёме 108 часов.
В октябре 2016 года состоялись обучающие курсы для педагогических работников профессиональных образовательных организаций по теме «Противодействие коррупции в профессиональных образовательных организациях» в объёме 18 часов.
Разработана программа повышения квалификации «Вопросы противодействия коррупции. Государственная антикоррупционная политика» (далее – программа повышения квалификации) для руководителей организаций, а также специалистов, представляющих юридические лица, в служебные обязанности которых входит организация или координация антикоррупционного процесса. Программа повышения квалификации рассчитана на 24 часа, форма обучения – очно-заочная. Цели программы повышения квалификации: формирование у слушателей программы комплексного представления о проблемах и перспективах разработки
и применения государственных и муниципальных антикоррупционных стратегий и формирование осознанного и обоснованного личного отношения
к служебной этике, конфликту интересов и коррупции.
Содержание программы повышения квалификации:
1. Система муниципального управления. Реформирование муниципальной службы. Антикоррупционный аспект.
2. Основные направления государственной политики в области противодействия коррупции на современном этапе.
3. Международные стандарты государственного и муниципального управления в области противодействия коррупции.
4. Виды и основания привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения по законодательству Российской Федерации.
5. Обеспечение соблюдения норм служебной этики на государственной гражданской службе.
Программа повышения квалификации реализована у слушателей курсов переподготовки в группах «Психология», «Экономика. Социальная адаптация в условиях рынка. Маркетинг. Менеджмент в образовании», «Антикризисное управление», «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», всего по программе обучено 104 человека.
Кроме того, создана рабочая группа по разработке концепции антикоррупционного воспитания в образовательных организациях.
В содержании концепции предусмотрен материал, отражающий систему работы по противодействию коррупции для профессиональных образовательных организаций. Концепция антикоррупционного воспитания обучающихся в Ульяновской области призвана сформулировать цель и задачи воспитательной деятельности, определить методологические и практические основы воспитательной деятельности и оценки её эффективности, обозначить основные направления антикоррупционного воспитания обучающихся. Концепция направлена на формирование антикоррупционного мышления у обучающихся через становление ключевых компетенций, которые позволят им адекватно социализироваться в современном обществе. Первое экспертное обсуждение проекта концепции антикоррупционного воспитания обучающихся в Ульяновской области проведено 02 сентября 2016 года. Экспертная встреча по обсуждению проекта концепции антикоррупционного воспитания обучающихся в Ульяновской области состоялась 20 октября 2016 года в рамках четвёртой региональной Недели антикоррупционных инициатив в Палате справедливости и общественного контроля в Ульяновской области. 21 октября 2016 года прошло представление проекта концепции антикоррупционного воспитания обучающихся в Ульяновской области. Проект концепции антикоррупционного воспитания обучающихся в Ульяновской области опубликован для широкого обсуждения профессионального сообщества на сайте ОГБУ «Центр ОСИ» 24 октября 2016 года.
В 2016 году УлГПУ совместно с Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области проведена серия обучающих семинаров для  руководителей органов управления образованием и образовательных организаций г. Ульяновска по теме «Разработка антикоррупционной политики образовательной организации в 2016 году». Семинары проводились 09 апреля, 16 апреля и 14 мая 2016 года и были организованы в рамках проекта «Развитие компетенций руководителей в сфере правовой, финансовой и антикоррупционной деятельности».
В программе семинаров были  рассмотрены важные вопросы  организации работы по противодействию коррупции в образовательной организации, признаки и виды коррупционных правонарушений, основания и порядок привлечения к ответственности за нарушение требований антикоррупционного законодательства, а также правовые основания для  привлечения образовательными организациями дополнительных финансовых средств за счёт добровольных пожертвований и целевых взносов физических и  юридических лиц. Общее количество обученных на семинарах составило более 400 человек.
Выполняя задачу, поставленную Национальным планом противодействия коррупции на 2016-2017 годы, об усилении работы по антикоррупционной пропаганде, и в соответствии с Программой в 2016 году в муниципальных образований Ульяновской области проведена работа по размещению в границах муниципальных образованиях  социальной антикоррупционной рекламы. Соответствующие баннеры установлены в городах Ульяновске, Димитровграде, Новоульяновске, в Вешкаймском, Инзенском, Новомалыклинском, Павловском, Сурском, Чердаклинском и Мелекесском районах Ульяновской области.
Также в рамках указанной работы 19 октября 2016 года Министерством физической культуры и спорта Ульяновской области в городе Ульяновске организован и проведён общеобластной антикоррупционный велопробег «Мы – за регион без коррупции!». В антикоррупционном  велопробеге приняли участие более 100 человек, среди них воспитанники региональной общественной организации «Федерация велоспорта Ульяновской области» и их родители, а также руководители подведомственных учреждений Министерства физической культуры и спорта Ульяновской области. Мероприятие  организовано
в рамках исполнения Программы  для привлечения внимания жителей
Ульяновской области к проблемам распространённости коррупции.
В 2016 году в соответствии с Программой Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Ульяновской области при проведении 40 различных мероприятий доводилась информация о целях и задачах Программы до субъектов предпринимательской деятельности, а именно:
при проведении 16 встреч с субъектами предпринимательской деятельности в муниципальных образованиях Ульяновской области в рамках реализации проекта «День муниципального предпринимателя»;
при проведении 10 тематических обучающих семинаров для субъектов предпринимательской деятельности Ульяновской области, директоров муниципальных центров развития предпринимательства и общественных представителей Уполномоченного по защите прав предпринимателей;
при проведении 6 встреч с субъектами предпринимательской деятельности четырёх районов муниципального образования «город Ульяновск» в рамках мероприятия «Неделя предпринимательских инициатив»;
при проведении 4 встреч с субъектами предпринимательской деятельности, осуществляющими деятельность в следующих сферах: образование, туристический бизнес, жилищно-коммунальные услуги, спорт;
при проведении 4 встреч с субъектами предпринимательской деятельности в День защиты прав предпринимателей в рамках мероприятия «Неделя права и общественного контроля» в муниципальных образованиях «город Димитровград», «Сенгилеевский район», «Николаевский район», «Старомайнский район».
Кроме того, 27 мая 2016 года Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Ульяновской области проведён круглый стол на тему «Инструменты защиты бизнеса на примере Федерального Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции» с участием Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области, главы секретариата Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции», руководителей общественных
объединений предпринимателей «Союз промышленников и предпринимателей Ульяновской области», Регионального отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия», Ульяновского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Ульяновской торгово-промышленной палаты, субъектов предпринимательской деятельности.
На круглом столе с предпринимательским сообществом обсудили вопросы работы Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции», который рассматривает обращения предпринимателей по фактам рейдерства и коррупции, а также основные положения Общественного антикоррупционного договора.
Информация о проведённых мероприятиях была размещена на сайтах Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ульяновской области, Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области
и Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и в социальных сетях.
Работа по разъяснению субъектам предпринимательской деятельности основных положений стандартов и кодексов антикоррупционной корпоративной этики с целью содействия внедрению их в практику работы коммерческих организаций в 2017 году будет продолжена.
В течение 2016 года в рамках исполнения Программы в Ульяновской области организовано проведение прямых линий с жителями Ульяновской области по вопросам антикоррупционного просвещения. Прямые линии проводились дважды при участии сотрудников органов прокуратуры Ульяновской области и Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области, всеми исполнительными органами государственной власти Ульяновской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области, а также Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области
в период проведения в Ульяновской области третьей и четвёртой Недели антикоррупционных инициатив (16-20 мая и 17-21 октября 2016 года).
Всего на прямые линии по вопросам антикоррупционного просвещения поступило более 50 обращений жителей Ульяновской области.
Кроме того, в соответствии с Программой на сайтах всех исполнительных органов государственной власти Ульяновской области и администраций муниципальных образований Ульяновской области созданы разделы по вопросам противодействия коррупции, в которых размещена информация о горячих линиях, позволяющих гражданам и представителям организаций сообщать об известных им фактах коррупции, в том числе на условиях анонимности.
В регионе постоянно работает горячая линия Уполномоченного
по противодействию коррупции в Ульяновской области. Информация
о коррупционных проявлениях принимается от граждан ежедневно по будням с 09.00 до 18.00 по телефону: (8422) 58-52-74 (отдел обеспечения деятельности Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области). В 2016 году на горячую линию Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области поступило 39 обращений граждан. Также граждане могут сообщать информацию о коррупционных проявлениях, используя информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», на адрес электронной почты Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области (anticorrupt@inbox.ru), а также в интернет-приёмную (http://www.anticorrupt-ul.ru/feedback/).